Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 "Ласточка"

Кемеровская область, город Мыски, улица Ленина, дом 16

Телефон

8(384-74)2-72-74

Эл. почта mdou_3lastoshka@mail.ru

Кемеровская область, город Мыски, ул. Ленина, дом 16. телефон 8(38474) 2-72-74

email: mdou_3lastoshka@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая безопасность ребенка в семье

Защита прав и достоинства ребёнка в семье поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?».

«Семья – группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова). Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

Нормативные основы защиты прав детства

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

–Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/images-5.jpg-на воспитание;

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/images-5.jpg-на развитие;

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/images-5.jpg-на защиту;

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/images-5.jpg-на активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

На основе Конвенции разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.

Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».

В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».

В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);

  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 24);

  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);

  • защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);

  • меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

Уголовный кодекс предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);

  • за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

Семейный Кодекс РФ гарантирует:

право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);

право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);

меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);

немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).

 http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

Закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

  Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г №293 “Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования”, который издан во исполнение ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании”. Данный приказ утверждает Порядок приема на обучение в детские сады.

 http://xn----htbbazlonpb.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/05/Bez-nazvaniya-4.jpg

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить вза­имоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.