Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обшеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников № 3 "Ласточка"

Кемеровская область, город Мыски, улица Ленина, дом 16

Телефон

8(384-74)3-44-81

Эл. почта mdou_3lastoshka@mail.ru

Адрес: Кемеровская область,

город Мыски, улица Ленина, дом 16
Телефон: 8(384-74)3-44-81
Эл. почта: mdou_3lastoshka@mail.ru

Нравственно-патриотическое воспитание

Мастер-класс "Государственная символика России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

   

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

     Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России.

     

Мастер-класс

     Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! - Я, Рожнева Елена Александровна воспитатель детского сада № 3 «Ласточка», рада приветствовать вас на мастер-классе «Государственные символы России  как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

     Слайд № 2

     Своё выступление хотелось бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Гимн, флаг и герб — это главные символы каждого государства. Они отражают исторический процесс становления страны, национальные особенности, отличающие одно государство от всех остальных. Знание государственных символов даёт возможность ребёнку почувствовать себя частью большой страны, членом общества, который может внести свой небольшой вклад в общее дело.

     Слайд № 3

Цель данной работы заключается в создании условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой России

     Слайд № 4

Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи

     Слайд № 5

     Государственные документы РФ представленные на слайде указывают на то что,  «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства и согласно ФГОС ДО сформировать у дошкольников первичные представления о малой Родине и Отечестве.

     Таким образом, всё вышеизложенное подводит нас к осознанию того, что патриотическое  воспитание  подрастающего поколения на сегодняшний день  является  актуальным.

     Вопрос в зал: Уважаемые педагоги давайте вспомним, что такое патриотизм? Вы совершенно правы (определение) Патриотизм  в переводе с греческого языка означает соотечественник, родина, отечество, а по отношению к человеку – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

     Слайд № 6

     Вся работа с детьми построена на основе принципов современного образования:

  • Духовно-нравственного развития (развитие социальных навыков)
  • Компетентного, деятельностного подхода (активность ребёнка, позволяющая стать субъектом деятельности)
  • Здоровьесбережения (интеграция с различными направлениями деятельности).

     Работа, построенная таким образом,  значительно расширяет знания дошкольника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

     Слайд № 7

     Ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с символикой РФ осуществлялась поэтапно

Что такое Государственная символика и как постепенно знакомить дошкольников с ней мы сегодня постараемся выяснить на нашем образовательном мероприятии.

     Итак, начинаем наше интересное путешествие по материалам Государственной символике России.

     Слайд № 8

     Первый Государственный символ, с которым я знакомлю детей это флаг России. Первоначальное знакомство с Государственным флагом России обусловлено двумя причинами. Во-первых, с изображением российского триколора  дети встречаются наиболее часто: на улицах, на открытках, плакатах, телевизионных заставках, на сувенирах, одежде. Во-вторых, при ознакомлении с флагом России ребенку необходимо уяснить лишь две вещи: цвета, из которых состоит флаг, и их взаимное расположение. Считается, что цвета триколора отражают духовные начала Россиян. Белый цвет-символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный-энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

     Вопрос в зал: Что такое гимн? (ответы педагогов)

      Слайд № 9

     Вы совершенно правы Гимн — В «Толковом сло­варе русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово гимн трактуется следующим образом:

1. Торжественная песня, принятая как символ государствен­ного или социального единства.

2. Хвалебная песня, музыкальное произведение».

     Детям необходимо объяснить, что гимн – это музыкальная песня, славящая кого-либо. Гимн России прославляет нашу Родину – Россию. Государственный гимн исполняется в торжественных случаях, например при проведении праздничных мероприятий, посвященных дням воинской славы,  награждении победителей международных спортивных соревнований. Это обстоятельство  значительно поднимает статус мероприятия, усиливает его патриотическое значение. При исполнении гимна всегда встают, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн, молча,  или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Рассказываю дошкольникам,  кто написал гимн.

     Вопрос в зал: Кто может назвать авторов гимна?

(композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков).

     С детьми подготовительной группы мы прослушиваем гимн, можно разучить первый куплет гимна.

     Вопрос в зал: Что же такое герб? (ответы педагогов).

     Слайд № 10

     Герб – от нем. erbe  – наследство. Слово герб определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, документах».  Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно, на протяжении столетий. Специалисты по геральдике считают, что первый герб возник в XI – XII вв. в странах Западной Европы.

     Этот этап более сложный для восприятия ребенка, поэтому я бы хотела  рассказать о нем  более подробно.

     В своей работе я  использую материалы по геральдике российских городов. Сразу хочу отметить, что  геральдика -  это наука, которая занимается изучением гербов. Понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны для понимания  и сами российские символы. Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? В первую очередь необходимо познакомить детей с историей происхождения герба, его значении, как в прошлой, так и в современной жизни.

      Слайд №11

     Начало работы над геральдикой состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего, что-то главное. С этой целью на занятии и в свободной деятельности мы с детьми  придумываем и создаем эмблемы, с помощью дидактических игр закрепляем знания по геральдике.

     Опыт  работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.

Слайд № 12

     Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: природный или экологический, профессиональный, исторический.

     Слайд № 13

     Уважаемые коллеги,  к какому типу гербов относится герб города Москвы, герб Кемеровской области, города Мыски.

     Слайд № 14

     Если на большой  карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой мысленно  поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России. 

     Слайд № 15

 У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

     Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символ власти, силы, мудрости. Система работы по ознакомлению с описанием, использованием и размещением Государственного герба РФ происходит в непосредственно образовательной деятельности. В комплексно - тематическом планировании отражается, как часть занятия.

     Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого материала  к сложному, и как показывает опыт, дает хорошие результаты.

     Слова к мастер-классу: Сегодня мы с вами поговорили об этапах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России. Я предлагаю вам проявить свое творчество и попробовать создать эмблему-символ своей команды. Сейчас каждая команда получит карточку символизирующую цвет Российского триколора, на обратной стороне которой,  написано направление вашей работы (раздаю карточки). После выполнения работы каждая команда презентует свою эмблему-символ.