Уважаемые родители!
Данный дидактический материал направлен на закрепление лексико-грамматических средств языка, развитие связной речь, логического мышления. А самое главное, дети научатся ставить вопрос, анализировать, находить правильный ответ и делать выводы.
«Фрукты».
Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)
Загадка, помогающая понять, что на тарелках: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко)
Обобщение (что это овощ или фрукт?) Цвет, форма. Что можно приготовить? Как это назвать? Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое? Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выводы.
2 варианта: Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое, И зеленое, и красное яблоко сладкое.
«Игрушки»
«Что тяжелее?» Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы. Вопрос: какая игрушка тяжелее? Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее. Игры-эксперименты с мячом. Загадка про мяч: Круглый, гладкий и пузатый – Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться? Что может делать мяч? (прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.) Какой мяч? (слова-признаки). Варианты эксперимента: а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы. Вопрос,: какой из мячей при ударе об пол будет скакать? Ответы детей. Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы. б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет? Ответы детей. А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей. А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница, в чем причина? Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет. в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный. Ставится вопрос, Ответы детей, С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ. Делаем выводы. «Что плавает, что тонет? » Две ложки: одна из металла, другая из дерева. Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему? Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.
Игры-эксперименты (песок)
Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. 1) «Куличики» Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой. Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого? 2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения. Вопрос,: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый? Ответы детей. «Сколькими способами может передвигаться человек? » Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь. человек живой или неживой? по каким признакам можно узнать, что он живой? Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли. Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения. Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.