Уважаемые родители!
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире. Если активный и пассивный словарь развиты не достаточно, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, малыш испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Бедность словаря является одной из причин, вызывающих в дальнейшем школьную дезадаптацию. Помочь детям овладеть родным языком, пополнить пассивный словарь детей, расширить и обогатить активный, можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении и как эффективного средства словарной работы.
Игры и упражнения для формирования словаря:
• «Попробуем овощи».
«Что ты съешь сначала, а что потом?»
Дети отвечают по очереди: «Сначала я съем помидор, а потом – огурец» и т. д.
• «Соберем урожай». Каждый ребенок комментирует:
– Я срезаю капусту.
–Я дергаю морковь.
–Я срываю горох.
–Я снимаю огурцы.
–Я копаю картошку.
– Я срезаю кабачок и т. д.
Игры для развития грамматического строя речи:
• «Магазин».
Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.
Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог – яблоко, груша – баночка и т. д.
Игры для развития связной речи:
• Составление рассказа-описания «Апельсин»
«Апельсин – это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки – несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми»
• Составление описательного рассказа «Помидор»
«Помидор – это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм».