Уважаемые родители!
Рекомендуем вам совершить прогулку вместе с ребенком в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом обратите внимание ребенка на окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объясните, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать. Расскажите, где они живут и чем питаются; Обратите внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.Проведите беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Предметный словарь.
Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка, крылья, перья, пух, санитар.
Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.
Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).
Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – тихо.
Дидактические игры.
Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....
Назови ласково. (упражнение в словообразовании):
воробей - воробушек, воробьишко; галка - ... , снегирь - ... , синица - ... .
Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)
Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;
первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.
Кто как голос подает? (образование глаголов)
Ворона - «кар-кар» - она каркает,
воробей - ....
Подбери признак. (согласование существительных с прилагательными)
ворона (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (какой?) - ... ,синица(какая?)
Угадай птицу по описанию. Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Сравни птиц с людьми и животными.
у человека - дети, а у птицы - птенцы.у животных - шерсть, а у птиц - ...
У человека - нос, а у птицы - ... у кошки - лапы, а птицы- ...
Исправь ошибки.
Черный ворона - черная ворона. Снегирь клевала хлеб. - ...
Белый сова - Сорока сидел_ на заборе. - ...
Серое голубь - Ворона чирикала на солнышке. - ...
Составить описательные загадки о зимующих птицах.
Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….
Четвертый лишний.
Синица, воробей, грач, снегирь.
Снегирь, синица, кормушка, голубь.
Дятел, щегол, свиристель, барсук.
Пересказ рассказа «Кормушка».
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Подобрать родственные слова.
Корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).
Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
Сова, совушка, совет, совята, совиный.
Развитие слухового внимания.
Птички - невелички. Прочитайте рифмовку:
Синичка, синичка, воробью сестричка:
Тинь – тинь – тинь.
Воробей – воришка залез в амбаришко:
Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:
Тук – тук – тук.
Выучите и отгадайте загадки с детьми.
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится, -
Не орел, - а все же птица.
(Воробей)