Уважаемые родители!
Предлагаем Вам дидактический материал в рамках занятий по развитию речи
Развитие фонетико-фонематических процессов
- «Назови первый и последний звук в слове». Дорога, знак, правила, светофор, улица, тротуар, зебра, пешеходы, водители, регулировщик, автобус, автомобиль, такси, машина, транспорт, шофёр.
- «Назови слова». (в-ль бросает мяч и называет букву – ребенок называет слово на эту букву) Е, Ё, Ю, Я… чередуем их.
- «Назови гласную букву в слове». Крем, клён, ключ, грязь, крюк, взять, хлеб, лён, вьюн, лев, рёв, пляс.
- «Раздели слова на слоги. Дорога, знак, правила, светофор, улица, тротуар, зебра, пешеходы, водители, регулировщик, автобус, автомобиль, такси, машина, транспорт, шофёр…
- «Какой слог получится из букв». Л Ё - лё, В Е - ве, М Я - мя, Т Ю - тю, П Е -…, Д Ё-…, З Я -…, К Ю -…, Н Ю -…, Р Ё -…, С Я -…, Ф Ё -…, Б Ю -…, Г Е -….
Развитие лексико-грамматических процессов
- «Назови правило дорожного движения». Переходить улицу на зелёный сигнал светофора, не играть около дороги, переходить по пешеходному переходу, слезать с велосипеда при переходе дороги …
- «Скажи наоборот». Подъезжать к остановке – отъезжать от остановки, взлетает самолёт с аэродрома - …, входить в метро - …, загружать вещи в машину - …, причаливать к берегу - …, разгоняется машина -…, соблюдать правила -…, выходить из автобуса - …, открывать двери - …
- Назови слова - родственники». Дорога – дорожный, дорожка, придорожный, подорожник…; летать- лётчик, летающий, полёт, лётный…; ходить – хожу, пешеход, переход, поход, выходить…
- «Подскажи слово». Мы шли, к дороге что сделали? …(подошли), дорогу…(перешли), яму… (обошли), в магазин… (зашли), из магазина… (вышли), от магазина … (отошли), дальше… (пошли), в гости к бабушке…(пришли), от бабушки …(ушли) и домой … (пошли).
- «Подходящие слова». (ассоциации) Автомобиль – дорога, шофёр, руль, фары, колёса…; улица – дорога, тротуар, дома, транспорт, пешеходы…; дорога – машины, люди, знаки, правила….
Вопросы для беседы
- Для чего нужен транспорт?
- Как называются части дороги, по которым двигаются машины? Пешеходы?
- Почему транспорт может быть опасным?
- Для чего нужны правила дорожного движения?
- Какие правила дорожного движения вы знаете?
- Какие дорожные знаки вы знаете? На какие группы делятся знаки?
- Для чего нужен светофор? Что обозначает каждый сигнал светофора?
- Как и где нужно переходить дорогу (светофор, знак, зебра)?
- Что такое «переход»? Кого называют «пешеход»?
- Почему полоски для перехода на проезжей части дороги называют «зебра»? Какого они цвета?
- Что такое «островок безопасности» и для чего он нужен?
- Почему нельзя играть на проезжей части и вблизи дорог?
- Где можно кататься на велосипедах и роликовых коньках?
- Можно ли кататься с горки вблизи проезжей части? Почему?
- Как называется профессия человека, который регулирует движение машин и пешеходов? Для чего он нужен?
- Кто следит за выполнением правил дорожного движения?
- Почему нельзя нарушать правила дорожного движения?
Стихотворение для заучивания
Пешеходный переход
На пути ребят – дорога,
Транспорт ездит быстро, много.
Светофора рядом нет,
Знак дорожный даст совет.
Надо, чуть вперед пройти,
Там, где «Зебра» на пути.
«Пешеходный переход» –
Можно двигаться вперед.